В КИМ поменяли порядок заданий в соответствии с тематикой и сложностью. Объединили задания 8 и 13 на вычисление и преобразование алгебраических выражений. Теперь это одно задание 8 на преобразование выражений. Таким образом, на одно уменьшилось общее количество заданий. Поэтому снизился и максимальный первичный балл. Теперь за всю работу можно получить 31 балл, а не 32.
Еще заменили задание 12 на работу с последовательностями и прогрессиями. Теперь это задание 14 с практическим содержанием на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по математике, читайте в рекомендации.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителю математики.
Задание 14
Вика решила начать делать зарядку каждое утро. В первый день она сделала 30 приседаний, а в каждый следующий день она делала на одно и то же количество приседаний больше, чем в предыдущий день. За 15 дней она сделала всего 975 приседаний. Сколько приседаний сделала Вика на пятый день?
Полностью поменяли структуру части 1 КИМ. Поэтому поменяли и нумерацию заданий. Теперь задания на выбор предлагаются не в форме блоков, а под номерами 1.1, 1.2 и т. п. К тексту добавили новые задания базового уровня сложности 2.1 и 2.2 на анализ самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения. Из них нужно выбрать и выполнить только одно. Теперь общее количество заданий работы – пять. Поэтому максимальное количество первичных баллов за работу увеличили с 39 до 45.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителю литературы.
Задания 2.1 и 2.2
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1 Выберите другой фрагмент романа с участием Гринёва. На основе анализа текста выявите черты характера Гринёва, проявившиеся в выбранном фрагменте.
2.2 Выберите другой фрагмент романа, в котором Гринёв попадает в ситуацию выбора. Проанализируйте его поведение в сложившейся ситуации.
В работу добавили три новых задания с кратким ответом. Это задания 15, 16, 17 на проверку знаний всеобщей истории. Таким образом, увеличилось общее количество заданий работы до 24. Соответственно, увеличился и максимальный первичный балл. За всю работу теперь можно получить 37 баллов, а не 34. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по истории, читайте в рекомендации.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителям истории.
Задание 15
Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.
1) греко-персидские войны
2) Столетняя война
3) Реформация в Германии
4) война за независимость британских колоний в Северной Америке
15. Участником какого из перечисленных событий, процессов был М. Лютер? Укажите порядковый номер этого события или процесса
Добавили новое задание 5 с развернутым ответом. Задание проверяет умение анализировать визуальную информацию. Общее количество заданий с кратким ответом уменьшилось с 14 до 13. Общее количество заданий в работе не изменилось, но увеличился максимальный балл. Теперь за всю работу можно получить 37 баллов, а не 35.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителям обществознания.
Задание 5
Рассмотрите фотографию.
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
В КИМ по иностранным языкам изменили разделы 1 «Аудирование» и 4 «Письменная речь».
Первый раздел состоит из 11 заданий с кратким ответом:
В разделе 4 в задании 35 теперь нужно написать личное письмо в ответ на электронное письмо друга по переписке. Из-за изменения формата задания поменяли и критерии оценивания. Максимальный балл за задание не изменился и составляет 10 баллов.
Посмотрите ниже пример нового задания.
Задание 35 по английскому языку
You have received an email message from your English-speaking pen-friend Ben:
Write a message to Ben and answer his 3 questions. Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.
В первой части количество заданий уменьшилось на два. Во второй части добавили одно новое задание. Изменили модель задания линии 24 и расширили перечень позиций. Линия 26 теперь представлена заданиями, которые проверяют исследовательские умения. Таким образом, сократилось общее количество заданий. Теперь их 29, а не 30. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по биологии, читайте в рекомендации.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителям биологии.
Задание 24
Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
А. Окрас шерсти
Б. Форма ушей
В. Форма головы
Г. Форма глаз
Д. Определите, соответствует ли данная особь стандартам породы американский кёрл.
Стандарт породы американский кёрл (фрагмент)
Породу отличает многообразие окрасов короткошёрстных и длинношёрстных кошек. Для породы характерна клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы – широкие у основания и плавно закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.
1) соответствует
2) не соответствует
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
Расширили содержание задания 17 из второго блока заданий. Теперь нужно провести не только косвенные измерения, но и исследование зависимости одной физической величины от другой. Задание включает не менее трех прямых измерений с записью абсолютной погрешности.
К тексту физического содержания теперь предлагают одно задание на множественный выбор вместо двух заданий с выбором одного правильного ответа. Выпускнику нужно будет выбрать два верных утверждения из пяти.
Увеличили количество заданий с развернутым ответом – добавили еще одну качественную задачу. Задание 21 теперь будет построено на контексте учебных ситуаций. В зависимости от условия задачи выпускнику нужно спрогнозировать или интерпретировать результат опыта. Задание 22 построено на практико-ориентированном контексте.
Общий максимальный балл за работу увеличился с 43 до 45. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по физике, читайте в рекомендации.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителям физики.
Задание 22
Теплее или холоднее воздуха кажется вам вода, когда, искупавшись в жаркий день, вы выходите из неё? Ответ поясните
В работе 2021 года изменили форматы заданий 2, 3, 4, 5, 8, 12, 16. Теперь:
Разработчики внесли изменения в «Общий перечень веществ, используемых для составления комплектов реактивов»:
Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по химии, читайте в рекомендации.
Посмотрите ниже пример нового задания. Направьте информацию учителям химии.
Задание 3
Расположите химические элементы –
1) сера 2) хлор 3) фосфор
в порядке увеличения их электроотрицательности. Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке.
В прошлом году впервые ОГЭ должны были сдавать девятиклассники, которые с 5-го по 9-й класс обучались по ФГОС. Поэтому в КИМ ОГЭ вносили радикальные изменения еще в прошлом году. Но из-за пандемии коронавируса экзамен не состоялся. В КИМ в прошлом году внесли изменения по предметам:
Русский язык. Уменьшили количество заданий с 15 до 9 в КИМ по русскому языку. Сократилось и количество первичных баллов за экзамен с 39 до 33. Из заданий прошлых лет оставили изложение и альтернативные задания 9.1, 9.2, 9.3, но изменили жанровую специфику текстов. Теперь выпускникам предложат тексты разных жанров: путевые заметки, записки, очерки, рецензии, дневники и т. д.
Вторая часть работы состоит из семи заданий. Чтобы выполнить задания, выпускники должны продемонстрировать умение использовать различные виды анализа языкового материала:
Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по русскому языку, читайте в рекомендации.
Математика. В КИМ включили новый блок практико-ориентированных заданий с 1-го по 5-е. Количество заданий по геометрии в первой части уменьшилось с 6 до 5. Чтобы преодолеть минимальный порог, ученику нужно набрать 8 первичных баллов, из которых 2 обязательно должны быть по геометрии.
Примеры новых заданий
Чтобы выполнить задания 1–5, ученики должны внимательно прочитать текст и рассмотреть изображение.
На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева – гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой. К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.
Задание 1
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр.
Объекты |
||||
Задание 2
Тротуарная плитка продается в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом?
Ответ: _____________.
История. Радикальные изменения коснулись ОГЭ по истории. Изучение истории в школе до этого года велось по двум моделям – линейной и концентрической. С этого года изучать историю будут только по линейной модели. Это обусловлено историко-культурным стандартом ФГОС. Содержание экзамена и формат заданий поменяли в соответствии с единым учебником. Больше всего внимания уделили аналитике: добавили задания на работу с визуальными источниками, с исторической картой, а также блок заданий по истории культуры. Чтобы сохранить преемственность, оставили часть заданий из модели ОГЭ-2019. В новых КИМ это задания 2–5, 7, 11, 12, 20, 21 (нумерация по новой модели).
Пример нового задания
Задание 8
Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.
Ответ: ________________________.
Обществознание. Полностью поменяли структуру КИМ. Теперь заданий 24, а не 31. Первичный балл уменьшили с 39 до 35. Задания больше не делятся по частям на основе формы записи ответа – краткий или развернутый. Теперь они распределены по группам в зависимости от умений, которые нужны для решения. Все задания требуют от выпускника анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение. Ученик должен опираться на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания. Еще преобразовали мини-тест к тексту: теперь вопросов четыре, а не шесть. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по обществознанию, читайте в рекомендации.
В КИМ добавили задания с кратким ответом двух типов:
Примеры новых заданий
Задание 20
Заполните пропуск в таблице
Орган государственной власти |
Полномочия |
… |
Разработка и исполнение государственного бюджета |
Федеральное Собрание РФ |
Разработка и принятие законов РФ |
Задание 15
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА |
ГРУППЫ ПРАВ |
А) право на жизнь |
1) гражданские (личные) |
Б) право на участие в управлении делами государства |
2) политические |
В) свобода предпринимательской деятельности |
3) социально-экономические |
Г) право избирать и быть избранным |
Добавили также три задания с развернутым ответом:
Примеры новых заданий
Задание 6
Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решен. Банк Д.».
В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 12
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский языки). В КИМ изменили разделы 2 «Задания по чтению» и 5 «Задания по говорению».
В разделе 2 изменили задание 9. Теперь выпускники должны определить, в каком из шести письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос. В задании также есть один лишний вопрос. Максимальное количество баллов за задание – 6. Еще уменьшили объем текста для чтения к заданиям на определение соответствия утверждений прочитанному тексту. Также сократили до семи количество заданий на определение соответствия утверждений прочитанному тексту. За выполнение заданий с 10-го по 16-е выпускник получит максимум 7 баллов.
В раздел «Говорение» добавили один новый аспект в задание 3 на создание связного монологического высказывания. Теперь выпускники должны упомянуть в монологе четыре аспекта, а не три. Поэтому внесли изменения в критерий оценивания «Решение коммуникативной задачи». Максимальное количество баллов за задание не изменилось.
Пример нового задания
Task 3
You are going to give a talk about reading books. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10–12 sentences).
Remember to say:
You have to talk continuously.
Литература. С 2020 года на ОГЭ по литературе можно пользоваться орфографическим словарем. Словарь добавили в перечень дополнительных материалов и оборудования из-за нового критерия оценки практической грамотности, который может принести выпускнику до 6 баллов. Это значит, что всю работу будут оценивать на соответствие нормам русского языка. Поэтому максимальный балл за всю работу поднялся с 33 до 39 баллов.
В части 2 добавили пятую тему сочинения. Все темы 2.1–2.5 сформулировали по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1. Так эксперты добились более широкого охвата элементов проверяемого содержания.
Пример задания
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.5) и укажите ее номер в бланке ответов № 2. Напишите сочинение объемом не меньше 200 слов (при объеме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
2.1. В чем схожи и в чем различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души»).
2.2. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
2.3. Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
2.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений).
География. В КИМ поменяли последовательность заданий и форму записи ответа в заданиях 2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26. Также включили мини-тест из трех заданий 27–29, который проверяет сформированность умений работать с текстом географического содержания. Максимальный балл снизили с 32 до 31. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по географии, читайте в рекомендации.
Пример новых заданий
Задания 27–29 выполняются с использованием приведенного ниже текста.
Антарктическая кругосветная экспедиция
В декабре 2016 года из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 года. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно-исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавательными средствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.
Задание 27
С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?
Задание 28
Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав сначала номер задания.
Задание 29
Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав сначала номер задания.
Биология. Сократили количество заданий с 32 до 30, а максимальный первичный балл – с 46 до 45. Также в часть 1 включили новые модели заданий на линиях 1 и 20. В часть 2 добавили новую линию заданий 27. Линию 30, в которую входят задания 31 и 32, значительно переработали.
Пример нового задания
Задание 30
В понедельник девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Химия. В 2020 году предложат только одну модель КИМ. Изменения коснулись обеих частей измерительных материалов. В часть 1 добавили задание 1, которое проверяет умение работать с текстовой информацией. Увеличили количество заданий с множественным выбором ответа – 6, 7, 12, 14, 15. Увеличили количество заданий на установление соответствия между позициями двух множеств – 10, 13, 16.
В часть 2 включили задание 21, которое проверяет навыки:
Добавили также обязательную практическую часть, которая состоит из заданий 23 и 24. В задании 23 выпускнику нужно будет выбрать из перечня два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания веществ, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предусматривает проведение двух реакций из предыдущего задания. Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по химии, читайте в рекомендации.
Примеры новых заданий
Задание 21
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
Задание 23
Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
Задание 24
Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания 24, прилагаемой к заданиям КИМ. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведенные в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций.
Информатика. Главным отличием новых КИМ от КИМ 2019 года стало то, что во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развернутый ответ. В КИМ сократили количество заданий до 15, но увеличили на три количество заданий, которые выпускники будут выполнять на компьютерах. Новые практические задания будут проверять навыки:
Подробнее о том, как подготовить школьников к ОГЭ по информатике, читайте в рекомендации.
Примеры новых заданий
Задание 11
В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге Тургенев каталога DEMO-12, присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.
Задание 12
Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Проза? В ответе укажите только число.
Задание 13.1.
Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Бурый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе бурых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен. Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
Физика. Полностью поменяли структуру КИМ. Задания больше не делятся по частям на основе формы записи ответа – краткий или развернутый. Теперь они распределены по группам в зависимости от умений, которые нужны для решения. Количество заданий сократили до 25. Увеличили с 5 до 6 количество заданий с развернутым ответом. Соответственно, увеличился и максимальный первичный балл с 40 до 43.
В КИМ по физике теперь используют новые модели заданий.
Задание |
Что изменилось |
Пример задания |
2 |
Задание ориентировано на распознавание законов и формул |
На рисунке представлены графики зависимости изменения давления воздуха Δp от времени t для звуковых волн, издаваемых двумя камертонами. Сравните амплитуду изменения давления и высоту тона волн. 1) Амплитуда изменения давления одинакова; высота тона первого звука больше, чем второго. |
4 |
Задание нацелено на проверку умения объяснять физические явления и процессы. В задании нужно будет дополнить текст с пропусками предложенными словами или словосочетаниями |
Тело массой m, брошенное с поверхности земли вертикально вверх с начальной скоростью υ0, поднялось на максимальную высоту h0. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Полная механическая энергия тела на некоторой промежуточной высоте h равна: |
5–10 |
Раньше задания были с выбором одного ответа, а теперь ответ нужно записывать кратко в виде числа |
Задание 8 |
22 |
Задание расширили и сделали практико-ориентированным |
Какие миражи (верхние или нижние) еще называют озерными? Ответ поясните. |
23 |
Теперь является заданием повышенной сложности: нужно записать развернутый ответ к расчетной задаче. Оценивается задание максимально 3 баллами |
Соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока, совершаемой в резисторе, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А. Определите работу электрического тока в резисторе в течение 5 мин. В бланке ответов: |
Также изменили требования к экспериментальным заданиям: теперь выпускник должен обязательно записывать прямые измерения с учетом абсолютной погрешности. Изменили и критерии оценивания: теперь максимальный балл за выполнение экспериментальных заданий – 3.