Люди нашей #Русаковки 03.05.2020

Забытая история. Школа №315 - специальная артиллерийская школа №4 Наркомата просвещения РСФСР (1937-1946 гг)
По решению правительства СССР от 5 мая 1937 года в экспериментальном порядке 5 московских средних школ Наркомата просвещения (одной из которых была школа N315) приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7 классов и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. Желающих попасть в спецшколы оказалось очень много - молодежь влекла романтика военной службы, чувство долга по защите Отечества.
Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего - по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии, каждый поступающий должен был продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных значков: "Готов к труду и обороне", "Ворошиловский стрелок", "Осоавиахим" и других. Учитывался и интеллектуальный уровень будущих командиров - артиллеристов.
Каждый поступающий должен был заполнить анкету, которая хранилась в его личном деле до окончания школы. По ней велась проверка абитуриентов органами НКВД.
Постановлением №452 от 9 апреля 1938 года Совнарком утвердил Положение о спецшколах, которое действовало без изменений до их реорганизации в 1946 году. Активно пропагандировалась учеба в САШ. В апреле 1938 г. на расширенном совещании в ЦК ВЛКСМ, прошедшем под лозунгом "Молодежь, в артиллерию!", первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.В.Косарев призвал комсомол посылать своих лучших представителей в артиллерийские училища и специальные артиллерийские школы, объяснив это тем, что руководство страны уделяет исключительное внимание развитию артиллерии. Начиная с 1 мая 1938 года личный состав всех московских САШ включая и САШ №4 (школа №315) принимал участие в военных парадах на Красной площади. В 1939 году на экраны кинотеатров страны вышел фильм «Юность командира».
Спецшкольники или "спецы", как они себя называли, носили особую форму одежды: артиллерийскую армейскую фуражку со звездой, темно-зеленый однобортный китель под ремень, темно-синие брюки с красным кантом, черные ботинки фабрики «Скороход». В зимнее время предусматривалась особого (офицерского) покроя шинель. Зимним головным убором служил шлем - "буденовка". Повседневную летнюю форму составляли: защитного цвета гимнастерка и брюки навыпуск, пилотка. В выходную летнюю форму входили: белая гимнастерка и синие брюки, на фуражку полагался белый чехол. На вороте кителя, гимнастерки и шинели были пришиты черные суконные петлицы с артиллерийской эмблемой— скрещенные артиллерийские стволы, номер спецшколы и металлические буквы «СШ» или «Ш».
Личный состав спецшколы представлял собой батальон, в котором все учащиеся были разделены на три батареи. Десятые классы именовались первой батареей, девятые - второй и восьмые - третьей. В каждой батарее было по 5 классов, называвшихся взводами. Каждый взвод состоял из трех отделений. При выпуске учеников первой батареи вторая становилась первой, третья - второй, а третьей батареей становились вновь набранные классы. Начальник школы и заведующий учебной частью (завуч) были из гражданских лиц, еще два заместителя были кадровыми военными — один по политической части, второй — по строевой, он же являлся командиром отдельного батальона. Обязанности командиров рот и взводов исполняли классные руководители из преподавательского состава. Старшины рот, батарей, помощники командиров взводов и командиры отделений назначались из числа лучших учащихся, обладающих командными навыками.
По окончании программы учебного года спецшкольники второй и третьей батарей выезжали на 45-дневные лагерные сборы, во время которых практически осваивали артиллерийское и стрелковое оружие вплоть до проведения учебно-боевых стрельб. Там проводились занятия на местности по тактике и военной топографии. Жили в палатках.
На время лагерных сборов номер спецшколы становился номером дивизиона общелагерного сбора спецшкол.
Вот как описывала открытие первых летних лагерей под Москвой газета "Рабочая Москва" 1 августа 1938 года в статье “Юные артиллеристы. Торжественное открытие лагерей спецшкол Наркомпроса”: "Начался митинг. На трибуне - комиссар лагерного сбора спецшкол политрук тов.Комаров. Он говорит о высокой моральной и политической сознательности юных артиллеристов, об их глубоких патриотических чувствах к родине, которые помогают им с успехом решать сложнейшие задачи боевой учебы в лагере.
С напряженным вниманием слушают молодые артиллеристы речь Маршала Советского Союза, командующего Московским военным округом тов. С.М.Буденного.
От имени юных артиллеристов тов. Буденному отвечает учащийся спецшколы, боец 1 дивизиона тов. Качанов. С большим подъемом принимают учащиеся текст приветственной телеграммы великому вождю народов товарищу Сталину, наркому обороны тов. Ворошилову и секретарю ЦК ВЛКСМ тов. Косареву.
Митинг закончен. Горнист подает сигнал - приготовиться к параду. Раздалась команда, и вот уже колонны молодежи шагают в такт военному маршу мимо трибуны. Они проходят твердым шагом. Тысячеголосое "Ура" то затихает, то с новой силой прокатывается над полями, над дальним притихшим лесом. Улыбаются взволнованные родители, братья, сестры".
Из воспоминаний кадета 4-й САШ (школа №315): «Северный торец здания венчала вышка для проведения уроков астрономии. На каждом этаже размещалось по шесть классных помещений и по две лаборатории. Кроме того, на первом этаже размещались: кабинет начальника училища, учебная часть, преподавательская, комната дежурного по училищу. На втором - библиотека, читальный зал и комната для настольных игр. На третьем - актовый зал. К восточному торцу первого этажа примыкал спортзал. В цокольном полуподвальном этаже – столовая, тир и склады. Внутренняя отделка здания была великолепной: паркетные полы, лепные украшения колонн и карнизов, по стенам - картины кисти Бродского. В то же время, помещения были удобными: просторные классные комнаты были хорошо освещены, т.к. имели большие окна. Широкие коридоры давали возможность, и порезвиться на переменах, и проводить построения. <...> Сразу после постройки школьного здания в нем была образована Первая образцовая школа Сокольнического районного отдела народного образования, директором которой был назначен Зиновий Евфраимович Крейн. С образованием военных спецшкол в 1937 году в этой школе разместилась 4 САШ, первым директором которой стал Антон Петрович Палехин, а З.Е.Крейн стал директором 2 САШ (с 1939 по 1946г.)».
Осенью 1938 года состоялся первый выпуск САШ. Почти все воспитанники были зачислены курсантами военных училищ.
В начале июня 1941 года спецшкольники, окончившие 8 и 9 классы, были уже в лагерях. В городе остались только "спецы" первых батарей, сдававшие выпускные экзамены за 10 класс. Учащиеся спецшкол, вернувшись из лагерей уже после начала Великой Отечественной войны, приняли деятельное участие в подготовке своих городов к обороне - вместе с взрослыми рыли противотанковые рвы, а с началом бомбардировок дежурили на крышах, борясь с зажигательными бомбами, несли патрулирование в городе.
Осенью САШ №4 эвакуировали в город Бийск Алтайского края. Учащиеся, окончившие артспецшколы, направлялись в артиллерийские училища и пройдя ускоренный курс (3-6 месяцев вместо 2 лет) направлялись на фронт. Было принято такое решение: "Учащимся 10 классов 1925 года рождения, призванным в 1942-1943 гг. в ряды Красной Армии, выдать аттестаты об окончании средней школы без испытаний, руководствуясь оценками за первое полугодие 1942-43 учебного года, а по арифметике, конституции, географии, естествознанию и рисованию - за соответствующие классы".
Выпускники школы №315 и САШ №4 приняли активное участие на фронтах Великой Отечественной войны. Среди выпускников 4 САШ: Полковник БАРДАНОВ Александр Иванович (вып. 1939г.) – Герой Советского Союза и Генерал-полковник МАКСИМОВ Александр Александрович (вып. 1941г.) – Герой Социалистического Труда. Из воспоминаний героя Великой Отечественной войны выпускницы школы №315 ПЕШКОВОЙ Натальи Никитичны: «Я ушла на фронт 6-го июля 1941-го года. Я как раз закончила десять классов, у нас был выпускной вечер на Красной площади, а на следующий день началась война. Ну, а поскольку я считала себя не меньше, чем Жанной Д'Арк, то сразу побежала в райком комсомола, откуда меня и отправили в дружину санинструкторов, которая была организована в нашей же школе. Там нас учили делать основные перевязки, уколы, накладывать шины, вплоть до того, что мы ползали по-пластунски в актовом зале. Тогда в Москве начали формироваться дружины народного ополчения (ДНО). В стрелковую роту дивизии ДНО я и попала в качестве санинструктора. В нашей роте было много моих школьных приятелей, не одноклассников, их забрали в регулярную армию, а на класс младше».
В феврале-августе 1944 года была проведена реэвакуация - спецшкола вернулась в Москву, а после выпуска 1946 года был издан Приказ Министра просвещения №1145 от 20 июля 1946 года: “Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10 июля 1946 года "Об организации артиллерийских подготовительных училищ в системе Министерства Вооруженных Сил СССР" приказываю:
1. С 15 июля по 01 августа с.г. передать 1-5-ые Московские артспецшколы <...> в ведение Министерства Вооруженных Сил СССР.
2. Переменный и постоянный состав передать: <...>
в) из 4-ой Московской - Минскому артиллерийскому подготовительному училищу…”
Ветераны артиллерийских спецшкол и после их закрытия сохранили свои дружеские связи и организовали советы ветеранов своих спецшкол, как правило, в тех же зданиях, в которых они учились. В большинстве этих зданий как и прежде находятся средние школы, при которых созданы музеи боевой славы спецшкол. Они ведут работу по воссозданию истории спецшкол, по установлению боевого и трудового пути героев (и оставшихся в живых, и павших в боях), проводят среди школьников военно-патриотическую работу и, конечно, периодически организуют встречу ветеранов. Инициатором создания ветеранских организаций московских артспецшкол выступил в 1967 году бывший военрук 2-САШ Ефим Ильич Левит. В школе №315 тоже был музей боевой славы, хранящий вещи и письма героев-выпускников и землю с мест их гибели, но в настоящий момент судьба музея неизвестна. На все обращения, администрация школы ссылается на наличие мемориальной доски и умалчивает о состоянии музея.
Может ли мемориальная доска заменить бесценные реликвии, отданные на сохранение родными и друзьями героев, отдавших жизнь за победу?
Почему только на одном из 17 здании специальных артиллерийских школ, в которых проходили обучение курсанты-артиллеристы - на здании школы №315 отсутствует мемориальная доска, увековечивающая память героев-школьников курсантов САШ администрация школы, департамент образования и министерство обороны так и не ответили.
Среди более тысячи выпускников 4-й Московской САШ:
СУГЛОБОВ Александр Иванович (вып. 1938г.)
БАРДАНОВ Александр Иванович (вып. 1939г.) - Герой Советского Союза
ИЛЬИН Геннадий Иванович (вып. 1940г.)
БОРЧЕВ Михаил Андреевич (вып. 1941г.)
http://sm.evg-rumjantsev.ru/voen-ruk/borchev.html
МАКСИМОВ Александр Александрович (вып. 1941г.) - Генерал-полковник
СОКОЛОВ-ХИТРОВО Владимир Александрович (вып. 1942г.)
ЖАБЧУК Владимир Прохорович (вып. 1945г.)
РЕКЕМЧУК Александр Евсеевич (вып. 1946г.)